В январе 2019 года была проведена реформа, регулирующая порядок сбора, переработку, а также ликвидацию твердых бытовых отходов.
Казалось бы, она позволит урегулировать вопросы, связанные с раздельной переработкой мусора.
Однако у населения страны до сих пор остается множество вопросов, связанных с данной реформой.
Так ли необходима реформа и каковы ее цели?
Количество ТБО возрастает каждый год примерно на 49 млн. тонн. При этом мусороперерабатывающих заводов по стране не так уж и много, что позволяет утилизировать не более 58 тысяч тонн (менее 10% от общего объема твердых отходов). Таким образом, на территории РФ не переработанными остается свыше 33 млрд. тонн мусора.
Из-за нехватки мусороперерабатывающих предприятий полигоны ТБО переполнены, что оказывает негативное воздействие не только на окружающую среду, но и на здоровье людей. Пластик, электрические приборы, ядовитые вещества и многое другое оказывают губительное воздействие на все живое. При этом ежегодно можно наблюдать увеличение площади свалов примерно на 500 тысяч гектаров. Разработчики мусорной реформы предполагают, что улучшить обстановку можно благодаря созданию современных полигонов, на которых будут построены предприятия, занимающиеся переработкой и сжиганием мусора.
Рекультивацией старых полигонов должны заниматься владельцы земельных участков либо организации, ответственные за осуществление работ с ТБО.
Согласно национальному проекту «Экология», все незаконные мусорные свалки и полигоны ТБО должны быть ликвидированы с целью возрождения ценности земель и улучшения экологической обстановки. На финансирование данного проекта выделены миллиарды рублей, что позволяет регионам заниматься созданием собственных проектов по рекультивации и представлять их правительству с целью получения финансирования на проведение необходимых работ.
Ликвидация свалок
В обязательном порядке следует убрать свалки, расположенные рядом с домами. На земельных участках после ликвидации свалок следует высадить деревья.
Полигоны ТБО должны получить лицензию. Отсутствие лицензии влечет за собой запрет на использование свалки и наступление ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Так с проведением мусорной реформы количество сжигаемого мусора к 2024 году должно увеличиться с 5% до 60%. Также должно возрасти количество мусороперерабатывающих предприятий.
Не менее важной целью реформы является попытка декриминализировать данную сферу деятельности, которая приносит огромную прибыль.
Важно! Все несанкционированные свалки подлежат ликвидации за счет собственников земель, на которых данные свалки находятся. Причем по Указу Путина В.В. процесс ликвидации должен быть завершен к 2024 году. При этом к началу 2021 года должны быть ликвидированы 30 наиболее крупных мусорных свалок.
Повлияет ли реформа на увеличение оплаты ЖКУ?
Для проведения реформы необходимо около 80 миллиардов рублей. При этом около 30% от суммы выделяет государство. Остальную же часть средств будут взыскивать в виде ежемесячных платежей с граждан и организаций. Обязанность оплаты услуг по сортировке мусора и его вывоз ложится на плечи тем, кто мусор производит:
- владельцы магазинов;
- собственники нежилых помещений;
- ИП;
- жители в многоквартирных и частных домах;
- ОНТ и СНТ.
При этом законодательство обязывает вносить плату за ТБО гражданам, владеющим нежилыми помещениями с возможностью проживания в них.
Что касается СНТ, то в их обязанность входит заключение соглашения с региональным оператором о вывозе ТБО. Тариф будет устанавливаться исходя из количества граждан, входящих в садовое товарищество.
За владельцами дач закреплено право самостоятельно определять, с кем подписать соглашение на вывоз мусора: с СНТ либо напрямую с региональным оператором.
Новый закон обязывает всех владельцев частных домов заключать соглашения на вывоз мусора. Многие региональные операторы работают с гражданами по принципу договора-оферты, заключение которого осуществляется в автоматическом режиме после того, как собственник первый раз по новой квитанции оплатит услугу.
С принятием реформы появилось понятие «твердые коммунальные отходы», которое означает мусор, образующийся в ходе удовлетворения гражданами своих жилых потребностей. При этом население обязано оплачивать услуги по вывозу ТБО. За мусор, вывозимых с дворовых площадок, с граждан не взимается плата.
Оплату за вывоз ТБО включили в квитанцию по оплате ЖКУ отдельной графой. Сумма услуги определяется из расчета на 1 гражданина. Во многих регионах для жителей многоквартирных домов расчет суммы осуществляется исходя из жилой площади. Если в квартире никто не зарегистрирован, то на размер платежа определяется по количеству собственников квартиры. Оплата услуги по вывозу ТБО – обязанность не только проживающих в квартире граждан, но и лиц, проживающих в жилом помещении более 5 суток.
Если гражданин является собственником нескольких объектов недвижимости, то на него возлагается обязанность оплаты услуги за каждый объект. Пи этом не имеет значение адрес фактического проживания.
Гражданам, имеющим льготы по оплате ЖКУ, услуги по вывозу мусора рассчитываются с учетом льгот.
Закон не допускает право гражданина отказаться от оплаты услуги. В случае просрочки по оплате автоматически будут начисляться пени. Взыскание задолженности осуществляется в судебном порядке. После вступления судебного решения в законную силу, на основании ИЛ, судебный пристав-исполнитель открывает исполнительное производство. При этом сотрудник ССП вправе произвести арест всех счетов должника. При наличии денежных средств на счетах, произойдет списание в счет погашения долга. Также за приставами закреплено право наложения ареста на имущество должника с целью его последующей продажи. Вырученные с продажи средства идут на погашение задолженности.
Организации, занимающиеся сбором мусора
Выбор оператора по вывозу, переработке и ликвидации ТБО происходит на конкурсной основе. При этом в регионе может действовать несколько организаций по вывозу мусора. Региональным оператором может стать частное лицо, государственное либо муниципальное предприятие.
Со многими региональными операторами, прошедшими конкурсный отбор были заключены договора сроком от 10 и более лет. В случае неудовлетворительного исполнения обязанностей региональный оператор лишается права на осуществление своей деятельности.
Участие в тендере требует от региональных операторов внесение залога, который является гарантией банка. В случае нарушения условий договора, организация может понести большие финансовые потери.
За органами власти закреплено право заключения договора на вывоз мусора без проведения тендера в следующих случаях:
- Тендер признан несостоявшимся;
- Досрочное прекращение деятельности выбранной на конкурсной основе организации.
- Ответственность со стороны регионального оператора по договору оказания услуг по вывозу ТБО наступает, если контейнеры стоят переполненными, а их уборка вовремя не производится. В обязанность сотрудников регионального оператора входит уборка просыпавшегося при перегрузке мусора, а также грязи возле мусорных баков, которая образовалась вследствие несвоевременного вывоза отходов.
При этом ответственность за уборку в случае иных причин, повлекших загрязнение мусорных площадок, ложиться на:
- управляющие компании;
- на органы местного самоуправления;
- собственника земельного участка, на котором располагается площадка для мусора.
За региональными операторами закреплено право заключения договора подряда с другими организациями по вывозу мусора. Контроль за выполнением работы (отслеживание маршрута передвижения мусоровозов) осуществляется с помощью системы ГЛОНАСС.
Переход к раздельному сбору мусора
Согласно реформе, перед захоронением все твердые коммунальные отходы обязаны быть отсортированы. Перед утилизацией мусор доставляется в сортировочный центр, где проходит стадию разделения на однородные части. Во время сортировки происходит выборка мусора, который будет направлен на вторичную переработку: бумажные, пластиковые, стеклянные изделия. Для облегчения сортировки, граждане должны будут самостоятельно разбирать свой мусор и выбрасывать его в различные контейнеры. Разделенный по группам мусор региональный оператор обязан вывозить на специальном транспорте для предотвращения его смешивания.
Вывоз пищевых отходов будет осуществляться на полигоны. Прочий мусор будет поступать на сортировку в специальные предприятия.
Размер тарифов для граждан
Тарифы на вывоз ТБО устанавливаются органами местного самоуправления. Существует ряд факторов, которые влияют на стоимость услуги:
- дальность перевозки мусора;
- стоимость топлива для транспортных средств;
- климатические условия;
- площадь региона;
- численность населения;
- качество дорожного покрытия и прочее.
В тариф также включены расходы оператора, связанные с оказанием услуг по сбору, перевозке ТБО, а также оплата труда сотрудникам регионального оператора.
При расчете тарифа используется перемножение норматива накопления мусора (в каждом регионе норматив индивидуален) на 1 человека на расценки регионального оператора. Полученная сумма делится пополам.
Стоит отметить, что внутри одного региона норматив накопления мусора может быть разным. Это зависит от следующих факторов:
- численности населения;
- количества магазинов;
- количества учебных заведений и прочее.
Также размер тарифа оказывает влияние тип жилья: многоквартирные дома, дачи, частные дома.
Индексация тарифов на вывоз ТБО будет осуществляться 2 раза в год (январь, июль). Специалисты подсчитали, что темп прироста суммы платежей за вывод мусора может составлять 13%. Средняя сумма с учетом ежемесячного увеличения тарифа по стране будет составлять примерно 30 руб.
Так средняя стоимость услуги для 1 человека оставит от 190 до 340 руб. При этом, в некоторых регионах сумма составит от 490 до 800 руб. Например, для жителей республики Коми предполагалось установить тариф, равный 750 руб. с 1 человека. Но после негодования граждан тариф был снижен до 165 руб.
Реализация нового закона
70 субъектов Российской Федерации с начала 2019 года приступили к реализации Закона о мусорной реформе. В 9 регионах принято решение об отсрочке реформы до 2020-2022 годов. Причиной переноса реализации реформы является отсутствие необходимых предприятий для сбора, переработки и утилизации мусора.
Причиной отсрочки реализации реформы для некоторых регионов стали:
- отсутствие регионального оператора;
- признание регионального оператора банкротом;
- признание недействительным конкурса по выбору организации.
Реализация мусорной реформы в Москве, Севастополе, а также в Санкт-Петербурге планируется в 2022 году (отсутствуют места под современные мусорные полигоны). Например, мусор из Москвы вывозят на полигоны Ярославской области, а в ближайших планах вывоз будет осуществляться в Владимирскую область.
С 2022 года мусор из Москвы также станут свозить на четыре подмосковных мусоросжигательных завода — в Наро-Фоминске, Солнечногорске, Воскресенске и Ногинске.
О проблемах реформы
Оказание услуг по утилизации мусора не выгодно с точки зрения необходимости закупки новой техники, строительства специальных предприятий, наличие современного оборудования. Также требуется получение специального разрешения в Росприроднадзоре, Роспотребнадзоре.
Перенесение даты реализации реформы влечет за собой постоянное пополнение мусором прежние полигоны. При этом, бездействуя, местные органы самоуправления будут получать большую прибыль.
По новым правилам, создание полигона должно происходить на расстоянии не менее 50 километров от населенного пункта. Однако, возникает вопрос, как быть, если на данном расстоянии могут располагаться другие населенные пункты.
Особенно остро реформа сказалась на жителях частных домов, а также жителей сел, ведь ранее она самостоятельно занимались утилизацией мусора. Большинство деревенских жителей мусор просто сжигали в печах, а также выкидывал мусор в компостные ямы. Новая реформа обязывает население вносить плату за услугу, которой они не пользуются.
Многие граждане не довольны качеством оказываемой услуги. Ведь нередко мусорные контейнеры стоят переполненные неделями. Многие жители выражают протест по поводу строительства новых мусорных полигонов.
Эксперты утверждают, что негативные последствия реформы последовали из-за неправильной и непоследовательной ее реализации. Для начала государство должно было взять на себя ответственность за строительство специальных мусороперерабатывающих предприятий. Это позволило бы подготовиться к реализации закона с технической точки зрения.
Для решения проблем, связанных с реализацией мусорной реформы предлагается произвести следующие действия:
- Проведение национализации мусорных полигонов.
- Необходимо уделить повышенное внимание процессу вторичной переработки ТБО. При этом необходимо возведение современных технологичных комплексов.
- Вся ответственность по вопросам экологической безопасности, связанной с утилизацией отходов, должна быть на органах государственной власти.
- Осуществлять контроль за надлежащим исполнением реформы в каждом регионе страны.
Действия граждан, несогласных с начислением платежей за вывоз ТБО
Со всеми нюансами относительно правильности начисления платы за вывоз ТБО можно ознакомиться либо при личном посещении органов местного самоуправления, либо через официальный сайт.
Стоит отметить, что стоимость услуги по вывозу ТБО не должна быть включена в «Содержание и ремонт». Данное обязательство необходимо управляющие компании обязаны выполнять с момента действия мусорной реформы.
Если в квитанции на оплату услуг ЖКХ не появилась отдельная строка «вывоз мусора», то необходимо обратиться с соответствующей претензией в управляющую компанию. Если сотрудники управляющей компании е сделают перерасчет, то гражданину рекомендуется обратиться в Жилищную инспекцию. Если плата за услугу была начислена неверно, то гражданин вправе требовать выплаты штрафа в размере 50% от начисленных ранее средств за услугу.
Также гражданин вправе оспорить сумму начислений через суд либо прокуратуру.
Важно! В некоторых регионах уже оборудованы площадки для раздельного сбора мусора. Если в таких случаях мусоровоз осуществляет сброс в один контейнер, то граждане вправе зафиксировать данное нарушение при помощи фото или видеосъемки и направить письменную жалобу региональному оператору, а также в органы прокуратуры.
Несвоевременный вывоз мусора также является нарушением санитарно-эпидемиологических норм. Жители вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Срок ответа на претензии, жалобы составляет 30 дней.